К. МАРКС. животное царство и обман, или само дело


животное царство и обман, или само дело. Законодательный разум. Исследующий законы разум.

B) Дух.

I. Истинный дух; нравственность. II. Отчужденный от себя дух, образование. III. Удостоверившийся в себе дух, мораль­ность.

C) Религия. Естественная религия, художественная рели­гия, религия откровения.

D) Абсолютное знание.

Так как «Энциклопедия» Гегеля начинает с логики, с чистой спекулятивной мысли и кончает абсолютным знанием, самосоз­нательным, постигающим самого себя философским или абсолют­ным, т. е. сверхчеловеческим абстрактным духом, то вся «Эн­циклопедия» есть не что иное, как развернутая сущность фи­лософского духа, его самоопредмечивание; а философский дух есть не что иное, как отчужденный дух мира К. МАРКС. животное царство и обман, или само дело, мысленно, т. е. абстрактно, постигающий себя внутри своего отчужде­ния. Логика — деньги духа, спекулятивная, мысленная стои­мость человека и природы, их ставшая совершенно равно­душной ко всякой действительной определенности и потому недействительная сущность — отчужденное, а поэтому абстраги­рующее от природы и от действительного человека мышление: абстрактное мышление. — Внешность этого абстрактного мы­шления... природа, как она есть для этого абстрактного мышле­ния. Она является внешней для него, она — его самоутрата; и оно, это абстрактное мышление, постигает ее тоже внешним образом, как абстрактную мысль, но как отчужденное абстракт­ное мышление. — Наконец, дух, это возвращающееся в свое соб­ственное материнское лоно мышление, которое К. МАРКС. животное царство и обман, или само дело в качестве антропологического, феноменологического, психологического, нравственного, художественного, религиозного духа все еще не является для себя самим собою, пока оно, в конце концов, не находит себя как абсолютное знание и потому как абсолют­ный, т. е. абстрактный дух, где оно относится только к самому себе и получает свое сознательное и соответствующее себе бытие. Ибо его действительное бытие есть абстракция.

У Гегеля имеется двоякая ошибка.

Первая яснее всего выступает в «Феноменологии» как ис­токе гегелевской философии. Когда, например, он рассматри­вает богатство, государственную власть и т. д. как сущности, отчужденные от человеческой сущности, то он берет их только в их мысленной форме. Они К. МАРКС. животное царство и обман, или само дело — мысленные сущности и поэтому только отчуждение чистого, т. е. абстрактного философского мышления. Поэтому все движение заканчивается абсолютным


ЭКОНОМИЧЕСКОФИЛОСОФСКИЕ РУКОПИСИ 1844 ГОДА 157

знанием. То, от чего отчуждены эти предметы и чему они проти­востоят с притязанием на действительность, — это именно абстрактное мышление. Философ — сам абстрактный образ от­чужденного человека — делает себя масштабом отчужденного мира. Поэтому вся история отчуждения и все устранение отчуждения есть не что иное, как история производства аб­страктного, т. е. абсолютного [XVII] * мышления, логического, спекулятивного мышления. Вследствие этого отчуждение, об­разующее собственный интерес этого отчуждения и снятия этого отчуждения, представляет собой у Гегеля противополож­ность между в-себе и К. МАРКС. животное царство и обман, или само дело для-себя, между сознанием и самосознанием, .между объектом и субъектом, т. е. противоположность между абстрактным мышлением и чувственной действительностью, или действительной чувственностью, в пределах самой мысли. Все другие противоположности и движения этих противопо­ложностей суть только видимость, оболочка, экзотерическая форма этих единственно интересных противоположностей, ко­торые образуют смысл других, вульгарных противоположностей. В качестве полагаемой и подлежащей снятию сущности отчу­ждения здесь выступает не то, что человеческая сущность оп­редмечивается бесчеловечным образом, в противоположность самой себе, а то, что она опредмечивается в отличие от абстракт­ного мышления и в противоположность к нему.



[XVIII] Следовательно, присвоение сущностных сил К. МАРКС. животное царство и обман, или само дело чело­века, ставших предметами, притом чужими предметами, есть, во-первых, только такое присвоение, которое совершается в со­знании, в чистом мышлении, т. е. в абстракции, есть присвое­ние этих предметов как мыслей и движений мыслей,' поэтому уже в «Феноменологии» — несмотря на ее решительно отри­цательный и критический вид и несмотря на действительно со­держащуюся в ней, часто далеко упреждающую позднейшее развитие, критику, — уже заключен в скрытом виде, в каче­стве зародыша, потенции, тайны, некритический позитивизм и столь же некритический идеализм позднейших гегелевских произведений, это философское разложение и восстановление наличной эмпирии. Во-вторых, требование возвращения пред­метного мира человеку — например, уразумение того К. МАРКС. животное царство и обман, или само дело, что чувственное сознание есть не абстрактно чувственное сознание, а человечески чувственное сознание, что религия, богатство и т. д. являются только отчужденной действительностью челове­ческого опредмечивания, отчужденной действительностью объ­ективированных человеческих сущностных сил и что поэтому

• Здесь 6 рукописиавторская отсылка к стр. XII. Ред.


documentatovuwf.html
documentatowcgn.html
documentatowjqv.html
documentatowrbd.html
documentatowyll.html
Документ К. МАРКС. животное царство и обман, или само дело