Война Авии, царя иудейского с Иеровоамом I, израильским.

1. В восемнадцатый год царствования Иеровоама воцарился Авия над Иудою.

2. Три года он царствовал в Иерусалиме; имя матери его Михаия, дочь Уриилова, из Гивы. И была война у Авии с Иеровоамом.

1–2. Сн. 3 Цар XV: 1–2 (Толков. Библия II, с. 477) и 2 Пар XI: 20 (ср. замечание к последнему месту).

3. И вывел Авия на войну войско, состоявшее из людей храбрых, из четырехсот тысяч человек отборных; а Иеровоам выступил против него на войну с восемью стами тысяч человек, также отборных, храбрых.

2–3. «Тогда как в книге Царств об Авии сделано только общее замечание, что он подражал грехам отца своего, (3 Цар XV: 3), книги Паралипоменон, в замене этой Война Авии, царя иудейского с Иеровоамом I, израильским. общей характеристики, передают документальное известие о войне Авии с Иеровоамом, о покорении им некоторых израильских городов, и, по обычаю, прибавляют свидетельство относительно царской родословной» ( проф. Олесницкий . Государственная летопись царей Иудейских, Тр. Киев. Д. Акад. 1879, № 8, с. 424). Историческая достоверность сообщения 2 Пар о внушительной по своим размерам войне между царем иудейским и израильским не подлежит сомнению, тем более, что и 3 Цар (XV: 6–7) кратко упоминает об этой войне. Некоторые частности рассказа 2 Пар о войне возбуждают недоумение. Так, численность обоих враждебных войск - 400 тысяч иудейского и 800 тыс. израильского (ст. 3 ср. XXV: 5–6 ) и особенно число убитых у Израиля ( ст. 17 ) - 500 тысяч (полмиллиона!) представляются сильно преувеличенными и могли Война Авии, царя иудейского с Иеровоамом I, израильским. возникнуть по ошибке переписчиков - могли, напр., попасть сюда из 2 Цар XXIV: 9 (перепись при Давиде) или из 2 Пар XXV: 5–6 (война Амасии Иудейского с Иоасом Израильским). По крайней мере евр. код. 180 у Кенник. читает вместо «четыреста тысяч»: четырнадцать тысяч; соответственно меньшими могли быть и другие показанные в тексте цифры.

4. И стал Авия на вершине горы Цемараимской, одной из гор Ефремовых, и говорил: послушайте меня, Иеровоам и все Израильтяне!

5. Не знаете ли вы, что Господь Бог Израилев дал царство Давиду над Израилем навек, ему и сыновьям его, по завету соли (вечному)?

6. Но восстал Иеровоам, сын Наватов, раб Соломона, сына Давидова, и возмутился против господина Война Авии, царя иудейского с Иеровоамом I, израильским. своего.

7. И собрались вокруг него люди пустые, люди развращенные, и укрепились против Ровоама, сына Соломонова; Ровоам же был молод и слаб сердцем и не устоял против них.

8. И ныне вы думаете устоять против царства Господня в руке сынов Давидовых, потому что вас великое множество, и у вас золотые тельцы, которых Иеровоам сделал вам богами.

9. Не вы ли изгнали священников Господних, сынов Аарона, и левитов, и поставили у себя священников, какие у народов других земель? Всякий, кто приходит для посвящения своего с тельцом и с семью овнами, делается у вас священником лже-богов.

10. А у нас - Господь Бог наш Война Авии, царя иудейского с Иеровоамом I, израильским.; мы не оставляли Его, и Господу служат священники, сыны Аароновы, и левиты при своем деле.

11. И сожигают они Господу всесожжения каждое утро и каждый вечер, и благовонное курение, и полагают рядами хлебы на столе чистом, и зажигают золотой светильник и лампады его, чтобы горели каждый вечер, потому что мы соблюдаем установление Господа Бога нашего, а вы оставили Его.



12. И вот, у нас во главе Бог, и священники Его, и трубы громогласные, чтобы греметь против вас Сыны Израилевы! не воюйте с Господом Богом отцов ваших, ибо не получите успеха.

4–12. Некоторые толкователи отмечают неодинаковый характер речи Авии в первой ее Война Авии, царя иудейского с Иеровоамом I, израильским. половине (ст. 5–8) и во второй (9–12 ст.), причем в первой Авия говорит как царь - потомок Давида, а во второй как строгий ревнитель культа Иеговы и всего указанного в законе ритуала; последнее находят тем более непонятным, что, по свидетельству 3 Цар XV: 3, Авия был нечестивый царь, не чуждый уклонения в языческие культы; признают, наконец, неестественность самой речи иудейского царя к враждебному войску, имевшей вид как бы некоторой прокламации, - как и обстановки произнесения речи с вершины горы. Эти недоумения, которым нельзя отказать в известной доле состоятельности, однако не принадлежат к числу необъяснимых: священный писатель мог рассматривать здесь Авию, как (политического) главу Иудейского царства, которое, в противоположность Война Авии, царя иудейского с Иеровоамом I, израильским. Израильскому царству, введшему у себя незаконный культ тельцов, осталось верно истинному служению Иегове, совершавшемуся в Иерусалимском Соломоновом храме. Гора Цемараим (LXX: Σομόρων Σομαρίμ, слав.: Сомори , Vulg.: Somenon) в горах Ефремовых (ст. 4), вероятно, лежала вблизи города этого имени в уделе Вениаминовом (Нав XVIII: 22, ср. Толков. Библия II): упоминание этой горы в ряду гор Ефремовых и путь, по которому Авия преследовал Иеровоама, показывает, что она была на границе Ефремова и Вениаминова колен (теперь Сумра, Onomast. 861), а войско израильское было расположено к востоку от него (см. у проф. Гуляева , Историч. книги, с. 524). - «Завет соли», LXX: διαθήκη αλός, Vulg.: pactum salis, т. е. вечный Война Авии, царя иудейского с Иеровоамом I, израильским. (как слав.-русск.) встречается в Библии два раза, здесь и в Чис XVIII: 19 (ср. Лев II: 13), где идет речь о вечном завете Иеговы со священством народа Божия (ср. Толков. Библия т. I, с. 524). В обоих случаях значение образного выражения можно объяснить из свойства соли, которая предохраняет жизненные припасы от порчи. Арабы и теперь, заключая договоры между собой, подтверждают их вкушением хлеба и соли (см. у проф. Гуляева , цит. м.). Таким образом «соль» служила подходящим символом завета Иеговы с народом израильским (причем общее выражение этот завет находил в жертве: отсюда обязательное употребление соли при всякой жертве (Лев II: 13); в частности, этот завет выражался Война Авии, царя иудейского с Иеровоамом I, израильским. в богоучрежденном священстве Чис XVIII: 19, и в теократической царской власти 2 Пар XIII: 5 - Ровоам называется (ст. 7) «молодым и слабым сердцем» не в силу действительной маловозрастности его (при вступлении на царство ему был уже 41 год, 3 Цар XIV: 21; 2 Пар XII: 13 ), а по неопытности в государственном управлении. См. Толков. Библия т. II, с. 470.

Об изгнании священников Иеговы (ст. 9) из Израильского царства см. 2 Пар XI: 15 , ср. 3 Цар XII: 31. Относительно поставления новых священников Авия укоряет израильтян не за незаконность способа поставления священников, - способ посвящения, здесь указанный, не отличается от указанного в Исх XXIX и Лев VIII гл. посвящения священников рода Ааронова, - а за Война Авии, царя иудейского с Иеровоамом I, израильским. то, что в десятиколенном царстве посвящение совершалось не во имя Иеговы, и посвящались лица, не принадлежащие избранному роду Аарона и вообще не из колена Левиина (3 Цар XII: 31, сн. д. ст. 10). В противоположность израильскому отступлению от Иеговы, Иудейское царство остается ему верным в целом чистом культе и всех его подробностях, богоучрежденное священство, правильно совершающее свои обязанности, нормальное и непрерывное совершение богослужения по уставу Моисея, по закону Иеговы (ср. ст. 11–12 [ 6 ] с Исх XXVII: 21; Лев VIII: 35; XXIV: 4, 6; Чис X: 9; XIV: 41; Втор XX: 4).

13. Между тем Иеровоам послал отряд в засаду с тыла им, так что сам он был впереди Иудеев, а засада позади их Война Авии, царя иудейского с Иеровоамом I, израильским..

14. И оглянулись Иудеи, и вот, им битва спереди и сзади; и возопили они к Господу, а священники затрубили трубами.

15. И воскликнули Иудеи. И когда воскликнули Иудеи, Бог поразил Иеровоама и всех Израильтян пред лицем Авии и Иуды.

16. И побежали сыны Израилевы от Иудеев, и предал их Бог в руки им.

17. И произвели у них Авия и народ его поражение сильное; и пало убитых у Израиля пятьсот тысяч человек отборных.

18. И смирились тогда сыны Израилевы, и были сильны сыны Иудины, потому что уповали на Господа Бога отцов своих.

13–18. Благоприятный для иудеев исход войны был всецело последствием преданности их Иегове и Война Авии, царя иудейского с Иеровоамом I, израильским. непоколебимой надежды их на Него. В картине победы, по словам проф. Олесницкого (Цит. соч., с. 424), «есть нечто напоминающее древнейшую летопись книги Иисуса Навина (ст. 15) действительно, трубный звук священников (ст. 14; сн. Чис X: 9) и победные клики войска иудейского близко напоминают обстановку падения Иерихона (Нав VI: 3 и д.)».

19. И преследовал Авия Иеровоама и взял у него города: Вефиль и зависящие от него города, и Иешану и зависящие от нее города, и Ефрон и зависящие от него города.

19. О положении Вефиля (Быт XXVIII: 19 и др.) см. Толков. Библию т. I и т. II, с. 312 и 472. Взятие иудеями Вефиля, средоточия Иеровоамова культа тельцов (3 Цар Война Авии, царя иудейского с Иеровоамом I, израильским. XII: 29), было явным свидетельством для обеих враждующих корон богопротивности этого культа. - Иешана (ср. 1 Цар VII: 12) - город Иудина колена; теперь, по предположению К. Ганно, - Айн-Синья, верстах в 5 к северу от Бейтина - древнего Вефиля. Ефрон или Ефраим (Ин XI: 54. Onomast. 459 и 183) - город Вениаминова колена к северо-востоку от Вефиля (по Евсевию, в 5 милях от Вефиля и в 20 - от Иерусалима): теперь Ет-Тайнбе. Вместе с городами заняты были и пригороды (с евр. «дочери») каждого (ср. Нав XV: 45).

20. И не входил уже в силу Иеровоам во дни Авии. И поразил его Господь, и он умер.

21. Авия же усилился; и взял Война Авии, царя иудейского с Иеровоамом I, израильским. себе четырнадцать жен и родил двадцать два сына и шестнадцать дочерей.

22. Прочие деяния Авии и его поступки и слова описаны в сказании пророка Адды.

22. Царствовал Авия неполных 3 года (Толков. Библия II, 476). О хронологических датах мира и войны царя Асы с Ваасою (ст. 23, XV: 19 ; XVI: 1 ) см. замеч. к 3 Цар XV: 16–22. Толков. Библия т. II. События царствования Асы, рассказанные в 3 кн. Царств (XV: 9–24) в нескольких стихах, во 2 Пар обнимают целые три главы (XIV–XVI), вследствие добавлений фактически документального характера.


documentatpsoov.html
documentatpsvzd.html
documentatptdjl.html
documentatptktt.html
documentatptseb.html
Документ Война Авии, царя иудейского с Иеровоамом I, израильским.